0
0

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху классицизма и романтизма. Часть 5

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху классицизма и романтизма. Часть 5

В конце XVIII - начале XIX века изысканность и вычурность рококо отходят на задний план. Великая Французская революция 1789 года, новые веяния в политике и философии приводят мир к античным идеалам простоты и естественности. Во все сферы искусства входит классицизм. В ювелирном деле этот новый стиль проявился в первую очередь в упрощении отделки, внимании к деталям, более аккуратной проработке металлической основы изделия. А вот от обилия камней ювелиры начинают отходить - вставками служат уже не россыпи дорогих алмазов, а одиночные камни попроще. Широко используются самоцветы - их оттенки привлекают внимание и позволяют экспериментировать с контрастными сочетаниями. Стремление сделать изделие более доступным, выйти на широкий рынок заставляет искать более дешёвые способы производства.
Подделывание драгоценных камней встречалось во все века, но лишь в XIX столетии, при механизации производства ювелирных изделий, факт подделки стали выставлять напоказ. Ориентация на массовый рынок подразумевала простые материалы. Беднеющее дворянство не могло позволить себе статусные украшения из золота и серебра с сапфирами, изумрудами и рубинами. Услужливые ювелиры представили их вниманию накладное серебро, а также золочёные изделия. Вместо драгоценных камней вставками служили аквамарин и малахит, горный хрусталь и кварц. Вместо дорогих алмазов в брошах, серьгах и кольцах начало сверкать цветное стекло и искусственные бриллианты.

Обручальные кольца с аметистом, гранатом и хризопразом. Первая треть XIX века.
Фото 1. Обручальные кольца с аметистом, гранатом и хризопразом. Первая треть XIX века.

Классицизм вернул в ювелирное искусство архитектурные формы, и на короткое время конца XVIII - начала XIX века сделал немодными романтичные цветы и банты. Чёткость, симметрия, простота линий, хорошо проработанный орнамент становятся ведущей тенденцией этого стиля в ювелирном искусстве. Камень теперь не занимает всю поверхность украшения, а лишь вкрапляется в узор, дополняя его.
Хотя любимцами модников были практически все самоцветы, выделяют камни, пользовавшиеся особой популярностью. Аметисты, особенно светлых сиренево-белых оттенков, аквамарины и розовый кварц были на пике моды. В украшениях их от природы красивый нежный цвет подчёркивали всеми возможными способами, самым распространённым акцентом служили серые и голубые эмали. Стоимость того или иного изделия с камнями зависела не только от металла, количества и ценности камней, но и от чистоты их огранки и аккуратности крепления.

Брошь начала XIX века с гранатами и жемчугом.
Фото 2. Брошь начала XIX века с гранатами и жемчугом.

XIX век принято считать эпохой создания современного этикета. Условности, которых придерживались во всех приличных домах Европы и Америки, диктовали даже такие мелочи, как камни в украшениях дам. Недопустимым считалось спуститься к завтраку в бриллиантах, но и оперное платье, дополненное сердоликовой парюрой, могло вызвать в обществе настоящий скандал. Все драгоценные и полудрагоценные самоцветные камни нормами этикета условно делились на дневные и вечерние. К первым относились авантюрин, яркая бирюза, агаты разнообразных оттенков, оникс и сердолик. Украшения с такими вставками надевали с прогулочными костюмами, отправляясь на обед или принимая гостей дома. На званый ужин, бал, в оперу и по другим торжественным вечерним случаям надевали серебряные и золотые украшения с рубинами, изумрудами, алмазами, янтарём, малахитом, горным хрусталём.

Золотая парюра 1820-х годов, созданная в парижской мастерской Симона Петито. Вставками служат малахитовые камеи.
Фото 3. Золотая парюра 1820-х годов, созданная в парижской мастерской Симона Петито. Вставками служат малахитовые камеи.

Великая Французская Революция, в конце XVIII века освободившая многие умы от условностей, повлияла также и на моду. На смену пышным женским платьям времён рококо пришли простота и чёткость классики, а также эпатажные по тем временам веяния вроде -голой моды-, когда сквозь смоченную ароматной водой ткань виднелось обнажённое тело. Идеологи нового века искали вдохновение в античных идеалах гуманизма, телесной и духовной красоты человека, а значит, внешнему виду также уделялось много внимания. Обращение к античности сказалось не только на философских трудах и стиле жизни, но и нашло выражение в одежде. Модные платья с завышенной талией, сшитые из светлых тонких тканей, делали женский силуэт похожим на колону. Украшали эту -колону- золото, жемчуг, самоцветные камни и, конечно же, самое античное по духу украшение - камея.

Жозефина де Богарне в образе древнеримской богини с камеями в волосах и ожерелье.
Фото 4. Жозефина де Богарне в образе древнеримской богини с камеями в волосах и ожерелье.

Во времена ампира, как называют стиль конца XVIII - начала XIX века, использовались как подлинные древнеримские и древнегреческие камеи, так и более поздние образцы XVI - XVIII веков. Их коллекционировали, вставляли в современные украшения или оставляли без изменений. Мода эта началась с итальянского похода Наполеона 1796 года, когда вместе с военными трофеями из Италии было перевезено большое количество древнеримских образцов резьбы по полудрагоценным камням.

Золотая диадема с античными сердоликовыми камеями, изготовленная в начале XIX века.
Фото 5. Золотая диадема с античными сердоликовыми камеями, изготовленная в начале XIX века.

Но далеко не все знатные и богатые роды могли похвастаться возможностью купить или выудить из шкатулки с фамильными драгоценностями старинную камею, поэтому мастера-камнерезы не сидели без работы. Вырезались камеи из яшмы, сердолика, аметиста, различных пород агата. Эти миниатюрные одиночные и парные украшения с профилями заказчиков или античных богов, историческими сценами и пейзажами служили вставками практически во все виды украшений. Тиары и браслеты, ожерелья и гребни для волос, серьги, кольца, галстучные булавки, пряжки поясов, запонки и многое другое декорировалось большими и малыми камеями. Для тех же, кто не мог себе позволить заказать даже самую маленькую самоцветную камею, делали подделки из фарфора и стекла. Иногда, чтобы распознать обманку было сложнее, их наклеивали на пластину оникса или сердолика.
Вышедшие из моды украшения зачастую переделывались на новый лад, использовались как составные части новых изделий. Когда к 1803 году утвердившемуся у власти Наполеону удалось вернуть драгоценности казнённых монархов, члены его семьи стали носить их на светские мероприятия. Во время его дипломатического визита в Бельгию супруга Наполеона, Жозефина де Богарне, появилась в монарших драгоценностях. Бриллианты, жемчуг и янтарь могли бы вызвать настоящий международный скандал - но вызвали лишь восхищение, так как мало кто распознал в новомодном лавровом венке, браслетах в греческом стиле и крупных кольцах составные части знаменитых королевских драгоценностей.

Портрет Жозефины, около 1804 года. Венец, гребень и ожерелье с изумрудами, бриллиантами и жемчугом, ранее принадлежавшие королевской семье.
Фото 6. Портрет Жозефины, около 1804 года. Венец, гребень и ожерелье с изумрудами, бриллиантами и жемчугом, ранее принадлежавшие королевской семье.

Кроме венцов и гребней, имитировавших античные, в моду вошли также украшения с использованием мозаики, напоминавшие о позднеримском и византийском периоде. Мозаика использовалась в больших и малых комплектах украшений - парюрах из ожерелий, гребней и браслетов, одиночных кольцах, серьгах, пряжках и брошах. Миниатюрные изображения картин крестьянского быта, мифических сюжетов, фантастических животных и пейзажей представляли собой настоящие шедевры микромозаики. Создавались такие украшения из стекла, эмали, но чаще всего - из обломков и крошки самоцветных камней. Аквамарин и малахит, янтарь и гранат, аметист и агат играли всеми красками радуги, создавая живописный эффект на очередном ювелирном шедевре.
Искусство микромозаики, распространившееся в Европе в 1810-х - 1820-х годах, вошло в моду и на территории Российской империи. В наших широтах активнее всего использовались сравнительно недавно открытые и входившие в моду самоцветы Прибайкалья и Урала. Малахит, лазурит, змеевик и многие другие полудрагоценные и поделочные камни, объединённые в миниатюрные шедевры, использовались в ювелирных изделиях и предметах быта. Известно, что уральские мастера в первой трети XIX века уже хорошо знали и использовали технику флорентийской мозаики - одну из самых сложных и впечатляющих в области работы с камнем.

Ожерелье со звеньями, выполненными в технике самоцветной микромозаики. Италия, 1810-е годы.
Фото 7. Ожерелье со звеньями, выполненными в технике самоцветной микромозаики. Италия, 1810-е годы.

С наступлением эпохи романтизма, чьё царствование в области костюма началось в 1830-х годах, сменилась и мода на украшения. Вместо прямых строгих линий и простых форм античного образца появляются завитки и ажурные элементы, нежные цвета эмалей и самоцветных камней должны были подчёркивать глубину чувств и символизм украшений. Всевозможные анаграммы, надписи и любовные строки снова стали появляться на ювелирных изделиях.
Но XIX век не был столь романтичен, как предшествующие эпохи. Индустриализация, прогресс в науке и технике, отражались также и на моде. Украшения из стали и чугуна, ещё полвека назад представлявшиеся немыслимой безвкусицей, стали признаком хорошего тона. Более того, чугунные украшения и парюры с использованием гагата – чёрного самоцвета – были единственными украшениями, которые позволялось носить вдовам во время самого глубокого траура.
Вместе с романтичными тенденциями в литературе, моде и даже образе мыслей в моду вернулись украшения-символы и украшения-загадки. Одними из самых интересных были фермуары – небольшие кулоны и подвески, внутри которых помещались памятные вещи. Обычно это был локон волос возлюбленной или любимого, близких родственников, друзей. При чём означать они могли как глубокую скорбь за умершим и память о нём, так и залог любви от жениха, невесты или близкого друга. Оформлялись фермуары в зависимости от назначения. Гранаты, аметисты, алмазы и рубины в случае любовного символа или гагат и серый агат в случае знака скорби. Эти украшения оставались в моде вплоть до начала ХХ века, новый всплеск их популярности наблюдался уже в 1880-х годах.
С 1830-х -1840-х годов начинают обильно использоваться сплавы золота и серебра с другими металлами, в основном с медью. Причудливые кольца, броши, пряжки и серьги с природными мотивами имели красноватый, жёлтый и даже зелёный цвет. Они оформлялись чеканными и литыми стилизованными узорами листьев, зелёных побегов, лозы. В качестве цветов служили вставки из граната, лазурита и бирюзы. Дополняли красочность изделия цветные эмали, перламутровые вставки и жемчужные привески.

Золотое кольцо со вставками в виде зелёных гранатов. Эмалевый рисунок фиалки как символа нежности и надпись -a votre ami- (-вашему другу-) являются явным признаком романтизма. Изготовлено в Англии в 1830-е годы.
Фото 8. Золотое кольцо со вставками в виде зелёных гранатов. Эмалевый рисунок фиалки как символа нежности и надпись -a votre ami- (-вашему другу-) являются явным признаком романтизма. Изготовлено в Англии в 1830-е годы.

Романтизм середины XIX века обращался к эстетика Средневековья и Ренессанса. Это видно не только в использовании определённых мотивов в дизайне украшений, но также и в выборе камней-вставок. Коралл, один из самых популярных камней Италии времён Возрождения, был не менее моден во всей Европе середины XIX века. Вновь заслуженно вознесённый на пьедестал моды, коралл три с лишним десятилетия был обязательным украшением для любой представительницы высшего света. Вернула моду на этот камень герцогиня Ангулемская: она регулярно появлялась на светских мероприятиях с коралловыми украшениями в виде миниатюрных фруктов и переплетённых ветвей, покрытых резьбой.

Фрагмент кораллового ожерелья XIX века.
Фото 9. Фрагмент кораллового ожерелья XIX века.

Вспомнили и о других камнях Ренессанса. Гранаты и аметисты, означавшие любовь и здравомыслие, жемчуг, символизирующий мудрость, располагались в ювелирных изделиях так, чтобы нести некоторое послание, зашифрованное с их помощью сообщение. Часто на таких украшениях присутствовали надписи «Мой привет», «На долгую память», «Помни о моей любви» и прочие романтические послания.
Ювелиров 1850-х – 1860-х годов можно смело назвать певцами натурализма. Исключительно популярными в это время были украшения в виде букетов и венков, молодых переплетающихся побегов, поддерживающие мотивы цветов, ягод, виноградных гроздьев. Женщина напоминала собой цветущий луг с массой украшений из искусственных бумажных, тканевых и, конечно, драгоценных ювелирных цветов и букетов. Цветы изображались с помощью самоцветов: гранат и сердолик, цитрин и янтарь, горный хрусталь, агат и жемчуг имели исключительный успех. Одним из самых популярных цветов, которые изображал на ювелирных изделиях, была незабудка – для этого использовали бирюзу, лазурит, аквамарин и жемчуг.


Фото 10. Английское кольцо XIX века со стилизованным изображением незабудки - жемчуг, рубин.

Развивающаяся индустриализация, изменение ландшафтов и рост городов, а также новые веяния в философии и науке изменили мир 1860-х – 1870-х годов. Светлая печаль романтизма уступила место более загадочным и тёмным образам. В викторианской Англии, а вскоре и по всему миру, в моду вошли утончённая бледность, платья с множеством драпировок и у дам и чёрные костюмы у джентльменов, механические приспособления и украшения со зловещими символами. Браслеты из переплетающихся змей, чьи глаза горели зелёными изумрудами и красными гранатами; тугие, охватывающие шею многоярусные ожерелья из чёрного жемчуга и гагата; крупные изображения крестов и сердец с красными и фиолетовыми самоцветами привлекали всеобщее внимание.
Во второй половине XIX века одним из самых популярных камней становится бирюза, завозившаяся из стран Ближнего Востока. Обычно её использовали как вставки в цветочные украшения, но так же часто можно увидеть этот камень в подвеске-сердце, кольцах, серьгах и медальонах с крестами, браслетах из переплетающихся змей или воссозданных в золоте верёвочных узлов и плетений.

Викторианское ожерелье с цветами из бирюзы, 1880-е годы.
Фото 11. Викторианское ожерелье с цветами из бирюзы, 1880-е годы.

Благодаря итальянским ювелирам в это же время вернулись в моду камеи и прочие резные украшения. Для них чаще всего использовали такие поделочные и полудрагоценные камни, как халцедон, аметист, оникс.
А вот в Англии популярность приобрели цитрины и агаты. Секрет моды на эти, казалось бы, ничем непримечательные камни лежит в тайне отношений королевской семьи. Поговаривали, что овдовевшая королева Виктория, которая всю жизнь носила глубокий траур по мужу Альберту, на склоне лет сделала исключение для своего шотландского слуги мистера Брауна. Кроме прямых своих обязанностей по организации королевского досуга и управления порядком в покоях, мистер Браун был также лучшим другом и, вероятно, любовников королевы. Благодаря нему она не только смогла ослабить траур и плотнее заняться государственными делами, но также и полюбила всё шотландское. Солнечные цитрины и голубые агаты, добывавшиеся в этом регионе, стали её любимыми камнями. Вслед за королевой браслеты и ожерелья со вставками из этих самоцветов стал носить весь двор, а после – и вся Англия.

Серебряное ожерелье с цитринами, конец XIX - начало XX века.
Фото 12. Серебряное ожерелье с цитринами, конец XIX - начало XX века.

В последнюю четверть XIX века увеличился культурный обмен стран западной цивилизации и Востока, при чём происходило это не только за счёт войн, но и благодаря путешествиям и научным экспедициям. В Европу и другие страны Старого Света хлынул поток необычных материалов – в ювелирном деле стали использовать мореный дуб, рога экзотических животных, а также, конечно, добывавшиеся на Востоке минералы. Турмалины, цитрины, бирюза и многие другие самоцветы импортировались из Азии и Африки.
Последнее двадцатилетие XIX века в ювелирном искусстве ознаменовалось тягой к натурализму. Изображение зелёной растительности и ярких цветов достигалось за счёт необычных драгоценных и полудрагоценных камней. Кроме потока сапфиров из Кашмира и Америки, европейские ювелирные мастерские использовали большое количество редких зелёных гранатов, экспортируемых из Уральских гор. Эти самоцветы насыщенного яблочного оттенка были открыты во второй половине XIX века и широко использовались для создания растительных элементов. Лунный камень и оливин, ограненные в виде кабошона и окружённые другими самоцветами, использовались в украшениях всех ценовых категорий. Для дорогих изделий сочетали опалы разных оттенков и бриллианты.
Но к концу 1890-х годов на краткий период в моду возвращаются алмазы, и украшения с бесцветными камнями вытесняют самоцветы. Возвратиться на своё законное место в лучших ювелирных изделиях полудрагоценные камни смогли лишь с приходом нового стиля – модерна.

Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4

статья, мода

Комментарии
Похожие статьи
18.02.2019
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 3: Ренессанс
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 3: Ренессанс
В конце XIV - начале XV веков в Италии, а после и во всей Европе, начинается Ренессанс. В ювелирном деле он был заметен не менее, чем в живописи, скульптуре или архитектуре. Мастера Возрождения никогда не останавливались на одной функции или разделе ..
08.02.2019
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 1. Древний мир и Античность.
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 1. Древний мир и Античность.
Натуральные самоцветные камни сопутствуют человеку с того самого времени, как он освоил камень вообще. Их природная красота и яркость, которой так недоставало в сером мире древности, а также невероятные свойства, выделявшие их среди других материалов..
13.02.2019
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 2. Средневековье
Самоцветы и украшения в одежде: от древности до Ренессанса Часть 2. Средневековье
После распада Римской империи и становления национальных государств, ювелирное искусство Европы стало на службу двум могущественным заказчикам: Церкви и знати. Использование необычных материалов и новых техник позволило расширить перечень изделий - п..
24.02.2019
Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4
Самоцветы и украшения в одежде: в эпоху Барокко и Рококо. Часть 4
В XVII - XVIII веках с приходом нового стиля - барокко, а за ним и рококо, в ювелирном деле всё больше внимания начинает уделяться цвету и живописному эффекту. И если в первой половине XVII века ювелиры с удовольствием экспериментируют с эмалями, соз..