0
0

Самоцветы и полудрагоценные камни в архитектуре Мировой Культуры

Самоцветы и полудрагоценные камни в архитектуре Мировой Культуры

Самоцветные и полудрагоценные поделочные камни издавна знакомы человеку и всегда применялись для украшения – тела или волос, ювелирных или бытовых изделий, интерьеров и малых архитектурных форм. Многие человеческие культуры приписывают самоцветам мистические свойства, поэтому камни использовались нередко как амулеты и обереги, связующие человека с невидимым миром, защищая и оберегая его, придавая сил.
В архитектуре и интерьерах самоцветные камни использовали с тех времён, когда их научились определять и добывать. Со временем и усовершенствованием способов обработки цветных поделочных камней их популярность возрастала.
Первые самоцветные интерьерные включения и малые архитектурные формы можно увидеть уже в древнеегипетской архитектуре. Представление о ней дают сохранившиеся остатки дворцов и погребальные сооружения знати. С сильно развитым культом загробной жизни в Египет пришла традиция украшать жилище умершего, которое становилось его вечным вместилищем. Украшение саркофагов золотых фараонов цветными эмалями и самоцветными камнями грубой отделки даёт представление об их ценности и почитаемости. На сердолике, зелёной яшме и лазурите вырезались стихи из «Книги мёртвых», особая магия приписывалась вырезанным из лазурита глазам, вставлявшимся в посмертные маски. Входили эти камни и в украшения архитектурных комплексов дворцов.
Применение самоцветов в архитектуре характерно и для других ближневосточных стран. Библейское описание Иерусалима содержит рассказ о двенадцати видах самоцветных камней, украшавших его стены. Имеются в виду, конечно, скорее всего, стены дворцов и домов знати, да и украшения могли быть гораздо скромнее описанных. Однако археологические раскопки подтверждают наличие подобных украшений в городской архитектуре того же периода.
Если верить библейской легенде, стены «Вечного города» украшали, в частности, яшма, сардоникс, сердолик, хризопраз, хризолит и аметист.

Самоцветы и полудрагоценные камни в архитектуре Мировой Культуры
В Древнем Китае особенно популярным самоцветным камнем был – да и по сей день остаётся – нефрит. Равняться с ним по используемости в различных украшениях, интерьерах и архитектуре может только жадеит, также любимый китайцами. Нефритовые изделия использовались в повседневной жизни, к тому же этот самоцветный камень встречается в природе не только в больших количествах, но порой и гигантскими глыбами, что даёт возможность использовать его для создания цельных архитектурных форм.
Тем не менее, нефрит, как камень дорогой, был доступен в Китае для использования далеко не каждому, а в больших количествах встречается только в интерьерах императорских дворцов. Полированные нефритовые столешницы и каминные пластины, как и многочисленные статуэтки, вазы и шкатулки из этого камня встречаются там довольно часто. Незаменим нефрит и в храмовой архитектуре Китая: центральная архитектурная деталь любого места молитвы должна представлять собой изображение Будды, статуи которого зачастую выполняются в металле или цветном поделочном камне, самым любимым из которых является нефрит.
Одно из чудес Шанхая, которое так и называется – Храм Нефритового Будды – содержит в себе две статуи этого бога, сидящую и лежащую, сделанные из белого нефрита, и привезённые из Бирмы неизвестным монахом в 1882 году. Храм этот до сих пор привлекает ежегодно тысячи туристов со всего мира. Другой китайский шедевр сакральной архитектуры, расположенный в предместье Аньшаня, попал даже в «Книгу рекордов Гинесса» благодаря восьмиметровой статуе Будды Шакьямуни весом в 260 тонн – это одна из самых больших в мире статуй из поделочного полудрагоценного камня. Храмовый комплекс дополняется также мостом «Нефритовый пояс» и воротами Чуйхуасань. В предместье того же города находится также сад Яшмового Будды – эта огромная статуя, также сделанная из самоцветного камня, совершенно новое творение китайских мастеров, так как была создана лишь в 1995 году. Впрочем, яшму в Китае любили не меньше и много столетий назад.
Нефритовые архитектурные дополнения были распространены и не только в Китае. Созданный в начале XV века в Самарканде мавзолей Гур-Эмир, в котором похоронен Тамерлан, также украшен нефритом. Надгробие великого завоевателя представляет собой внушительных размеров идеально отполированную плиту, изготовленную из этого камня. Вдоль краёв поверхность исписана арабской вязью с перечислением земель и народов, захваченных Тимуром. Увенчивает надпись фраза-проклятие, запрещающая тревожить покой великого мужа и вещующая беду всем ослушавшимся. При одном взгляде на это архитектурное чудо становится ясным, почему нефрит называют «камнем вечности».
Уважением пользовались самоцветные камни и у индийских архитекторов. Знаменитый Тадж-Махал всему миру известен своим прекраснейшим белым мрамором, который делает его неповторимым в свете восходящего или заходящего солнца или луны, и который доставляли для строительства за триста километров. Этот материал не только красив и идеален по цвету, но ещё и полупрозрачен – достаточно редкое для этого камня свойство, которое, воплощённое в стенах Тадж-Махала, даёт возможность отражать и поглощать свет, делая и само сооружение будто бы прозрачным и невесомым. Но менее известным фактом является то, что для инкрустации его стен пошло также и неисчислимое количество самоцветов. Это является одним из самых масштабных примеров использования полудрагоценных камней a архитектуре, что позволить себе мог, конечно, даже далеко не всякий правитель. Гробницу жены императора Великих моголов Шах-Джахана украшают бирюза и агат, малахит и сердолик. Внутреннее убранство, разумеется, не уступает внешнему, а самоцветные инкрустации есть практически на всех стенах здания. Двадцать один год работы почти 20 тысяч ремесленников и мастеров увенчался созданием архитектурного шедевра, который является памятником любви и скорби, по сей день привлекая со всего мира людей, желающих увидеть увековеченную в мраморе любовь знаменитого правителя.

Самоцветы и полудрагоценные камни в архитектуре Мировой Культуры
А что же Европа? Конечно, архитектурные украшения были характерны и для неё, но в основном за счёт лепнины и фресочной росписи. Тем не менее, с началом Ренессанса в Италии становится популярен цветной камень – сначала это выражается в чередовании разноцветных мраморов на фасадах домов и во внутреннем убранстве, отделке пола и стен. Полосы, квадраты и ромбы белого и чёрного, розового и серого мрамора составляют броские и яркие узоры полов и стен, находясь в то же время в гармонии и между собой, и со зданием, украшением которому служат. Даже один из самых сдержанных мастеров этого времени – Брунелеско – прибегает к смене цветов и инкрустациям из глазури в капелле Пацци и флорентийском Воспитательном доме. Наряду с глазурью в архитектуре как инкрустации использовались перламутровые раковины моллюсков и даже жемчуг.
Но истинным шедевром ренессансной архитектуры стала флорентийская мозаика, при изготовлении которой используются самоцветные камни. Конечно, искусство мозаики – очень древнее, и даже во Флоренции ею занимались не один век, но лишь к XVI столетию сложилась именно та техника, которая прославила имя этого города.
Художественный эффект флорентийской мозаики на первый взгляд прост, но требует длительной и кропотливой работы мастеров. Он основан на тщательнейшем подборе оттенков самоцветов, которые составляют будущую картину. При этом особое внимание уделяется совпадению и гармоничному сочетанию их естественного рисунка. Тончайшие каменные жилки, расходящиеся в разные стороны от центра композиции; постепенные переходы цветов и светотени, настолько характерные и привычные для живописи, и которые достаточно сложно изобразить в камне – всё это делает флорентийскую мозаику неповторимой и удивительной.
У истоков этого интереснейшего вида изобразительного искусства стояла семья меценатов Медичи, которой и принадлежала лучшая во Флоренции мастерская. Не случайно храмы и палаццо именно этого города пестреют подаренными или заказанными этой семьёй произведениями искусства мозаики. Подобные картины из камня обладают одним из ценнейших свойств – они не стареют и мало разрушаются со временем, если им обеспечен хороший уход; краски их не тускнеют, ведь камень не теряет своих цветовых свойств из-за воздействия солнца, влаги или ветра; он не выцветает и не осыпается, как краски. Флорентийские мастера использовали лазурит и малахит, агат и яшму, бирюзу и жадеит, кварц и халцедон.
Сами самоцветные камни флорентийской мозаики плотно подгонялись друг к другу, а поперечно поставленными каменными пластинками создавались контуры изображений. Эта техника – конечно, с рядом значительных изменений – используется до сих пор по всему миру.

Самоцветы и полудрагоценные камни в архитектуре Мировой Культуры
Пример итальянских мастеров вдохновил на создание в XVII веке так называемой «русской мозаики», которая существенно отличалась от флорентийской. Она создавалась не только за счёт тщательного подгона пластин самоцветного камня, но и за счёт заполнения образовавшихся между ними трещин каменным порошком. После полировки созданные таким образом поверхности выглядели как вытесанные из цельных плит. В этой технике были созданы Малахитовая комната Зимнего дворца (малахит), Лионская гостиная (лазурит) и, предположительно, Янтарная комната (янтарь) Царскосельской летней резиденции. Их архитектурные формы, богатство убранства и с прекрасным вкусом подобранные интерьеры поражают зрителя своей совершенной красотой.
XVII век дал, без сомнения, ещё одно чудо архитектурного искусства – французский Версаль. Замок был построен в XVII веке, но работа над ним продолжалась больше одного столетия. Именно Версаль воплотил в себе величие французского абсолютизма. И, конечно, здесь, как и во многих европейских дворцах, не обошлось и без украшений и малых архитектурных форм из самоцветных камней.
Каждая из парадных комнат дворца оформлена с чрезвычайной роскошью. Потолки и стены укрыты затейливой резьбой по мрамору и золочённому дереву; повсеместные фрески, картины и скульптуры, шёлковые и парчовые обивки и драпировки прекрасно создают и одухотворяют ансамбли с ярко выраженной принадлежностью к эпохе рококо. Пышность и богатство интерьеров дополняются мозаиками из цветных камней, изготовленными из самоцветов столешницами и каминными плитами, множеством других интерьерных деталей. Золото и дорогие ткани Версаля соседствуют с не уступающими им в красоте малахитом и яшмой, лазуритом и сардониксом.
Среди апартаментов короля находится его личная коллекция изделий из горного хрусталя и кварца, собранная в Кабинете картин. Одним словом, резиденция Людовика XIV, Короля-Солнца, поражает своим масштабом, великолепием и используемыми материалами.
Уже в XVIII и XIX веках изделия из самоцветных камней приобретают новую интерпретацию – по мере изменения способов первичной обработки и усовершенствования огранки изменяется и сфера их применения. Продолжают они использоваться в интерьерах и дополнениях к ним, именно цветные поделочные камни зачастую помогали выдержать оформление комнаты, кабинета или зала в едином цвете и стиле. На камни, как и на одежду, была своя мода. Например, во второй половине XIX века во Франции и России распространилась мода на лазурит – как в ювелирных украшениях, так и в оформлении интерьеров. Лишь немногие европейские монаршьи семьи могли позволить себе огромные растраты, которых непременно требовало желание украсить ту или иную комнату с помощью самоцветных камней.
В современном мире мода на подобные архитектурные и интерьерные украшения отпала, уступив их музеям и старинным дворцам. Да и технические возможности позволяют прикладывать гораздо меньше усилий и средств для добычи и обработки самоцветного сырья. Тем не менее, старинные шедевры архитектуры, в украшении которых использовался натуральный цветной поделочный камень, дают совершенно необычную, величественную, но и живую атмосферу, окунающую нас в мир камня.

статья, камень в архитектуре

Комментарии
Похожие статьи
02.02.2019
Самоцветы и полудрагоценные камни в Российской архитектуре
Самоцветы и полудрагоценные камни в Российской архитектуре
Самоцветные и полудрагоценные поделочные камни издавна применяются не только для изготовления самых прекрасных и затейливых ювелирных украшений, парадного оружия, предметов культа и символов власти. Их также широко используют в прикладном искусстве, ..